Цикл заметок «Камышину — 355»

DCIM100MEDIADJI_0140.JPG
DCIM100MEDIADJI_0140.JPG

Камышину – 355

В этом году наш Камышин гордо носит звание юбиляра – небольшому городку на Волге исполняется 355 лет! Так, сотрудники историко-краеведческого музея не могут не поведать немного истории. Именно поэтому мы запускаем цикл публикаций «Камышину – 355», который погрузит читателей не только в основные факты жизни города, но и освятит всё самое занимательное: достижения, выдающуюся деятельность предприятий города, поворотные события…

И начнём цикл в честь 355-летия, пожалуй, с основных моментов становления и развития Камышина.

В 1668 году на левом берегу Камышинки указом царя Алексея Михайловича Тишайшего была построена крепостца с караульным гарнизоном для охраны волжского торгового пути. Простояла она недолго, всего два года: в 1670 году та сгорела в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Однако, как ни странно, это разрушительное и положило начало современного Камышина.

Итак, городок не померк: второе рождение его связано с именем Петра I. Решив укреплять южные рубежи России, государь в 1692 году издает Указ — набрать в Казани полк стрельцов для службы и жительства. С 1697 года по приказу императора Петра I начались масштабные работы по строительству канала между Камышинкой и Иловлей для соединения Волги и Дона. Для охраны этих работ в «новопостроенный» город на Камышинке из Казани прибыл Дмитриевский полк, при котором была икона покровителя Димитрия Великомученика. Для неё вскоре был построен большой пятиглавый собор, в честь которого, вероятно, город и получил своё название.

В 1780 году Дмитриевск был переименован в Камышин. Такое решение было принято Екатериной II, которая стремилась искоренить любое напоминание об участии городка в «пугачёвщине».

В XIX здесь шла бойкая торговля знаменитыми камышинскими арбузами. Также от пристаней по Волге отправлялись суда с зерном, солью и лесом.

В конце XIX века в город пришла железная дорога, паровые мельницы, водочный и лесопильные заводы. Через Камышинку построен первый Бородинский мост – на тот момент ещё деревянный.

Для борьбы с зыбучими песками на окраине Камышина заложен лесопитомник. В городе разбит парк.

Камышин формировался, как провинциальный купеческий центр Нижнего Поволжья со своей архитектурой и культурно-национальными обычаями. Большую часть населения составляли купцы, жили здесь и мещане, крестьяне, военные, колонисты и казаки.

XX век и хлопчатобумажный комбинат – новая страница Камышина, его гордость. Строительство ХБК вдвое увеличило население города! Солидный вклад в индустрию города внесли также и крановый завод, завод СМИ (предприятие по выпуску слесарно-монтажного инструмента), завод «Ротор» (экспериментальный).

Много интереснейшего хранит в себе история нашего юбиляра, о многом сотрудники музея ещё расскажут: о геральдике Камышина, например, или об истории города транспортной, образовательной…