Статья из цикла «Камышину — 355»

Димитрий Солунский – покровитель Камышина

 

Святой Великомученик Димитрий Солунский — один из наиболее чтимых святых в православном мире. В византийских текстах Великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство его чудес связано с оказанием военной помощи.

На Руси этот Святой особо почитается как покровитель воинов и защитник Отечества. Память Димитрия Солунского издревле связывалась с воинским подвигом, патриотизмом. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.

 

Жизнь Святого

Сын благородных и благочестивых родителей Димитрий происходил из города Солуни (Греция), где отец его был воеводою. В то время царь Максимилиан устроил жестокое гонение на христиан. По этой причине  родители воспитывали Димитрия в христовой вере тайно.

После смерти отца Димитрий воспринял должность воеводы Солуни. И веру свою жителям родного города стал проповедовать открыто, за что его и заключили в темницу. Но Дмитрий и там продолжал свою наставническую деятельность.

После жестоких пыток Димитрия пронзили  копьями. От нетленных мощей Святого истекло миро, и весь город наполнился благоуханием.

 

Димитрий Солунский на Руси

На Руси Святой Великомученик Димитрий издавна пользовался особенно благоговейным почитанием. Княгиня Евфросиния Полоцкая привезла из Палестины крест, в котором в числе других святынь была заключена частица от мощей Святого Димитрия. 

Удельные князья обращались к нему как к покровителю и скорому помощнику. В 1198 году 10 января великому князю Всеволоду Юрьевичу (Всеволод Большое Гнездо) была привезена из Солуни икона Святого Великомученика. С 1380 года икона эта хранилась в московском Успенском соборе. Сейчас находится в Третьяковской галерее.

Русские князья с особенной охотой давали своим старшим сыновьям имена в честь Святого Димитрия и посвящали ему монастыри и храмы. День памяти Святого  Димитрия — 8 ноября, считался большим праздником на всей Руси.

 

Покровитель города на Волге

По легенде одним из первых в камышинскую крепость прибыл стрелецкий полк, носивший имя Святого Димитрия. Возможно, именно эти стрельцы просили, чтобы город назвали Дмитриевском. Город так назывался с 1697 по 1780 г.    

          Жители Дмитриевска особо почитали своего покровителя, просили у него помощи и небесного предстательства.

          В городской летописи сохранилось подробное изложение некоторых событий:  «В 1703г. дмитриевскую крепость захватили донцы. Причиной их недовольства послужило то, что жители обрили бороды и надели немецкое платье. Вольные казаки шесть недель тиранили жителей крепости. После чего, взяв присягу не брить бороду, не переменять русского платья на немецкое и не слушать Государя, а быть с ними заодно, ушли.

Царю же донесли, что дмитриевцы изменили Престолу и хотят бежать с донскими казаками. Петр для уничтожения города выслал отряд воеводы князя Хованского.

          Как утверждает летопись, «во время этих событий образ Святого великомученика Димитрия пропал из церкви и очутился на другой стороне Камышинки.

Воевода почел это особым знамением. И, вместо уничтожения города, велел перенести его на новое место, туда, где явилась икона. На новом месте была выстроена церковь во имя Святого великомученика Димитрия.

 

Спасение города от татар

          В 1717г. возникла новая угроза существованию Дмитриевска. Вот что сказано в летописи: «Но как еще город не был укреплен, то подступило к нему великое множество татар. Однако, в татарский стан явился Святой Димитрий и говорил татарам: «Я не допущу Вас до разорения моего города, и не дам в обиду своих граждан». Татары же, сколько ни старались схватить его — не смогли.

Напоследок они были поражены слепотою, и не стали узнавать друг друга. Граждане же, видя в татарском войске такие смятения, тот же час напали на татар, и начали их бить и рубить.  А многих в плен забрали и спрашивали, отчего они в такое смятение пришли, что друг друга убивали.

Те начали рассказывать, что «как мы начали к городу подходить, чтобы его разорить, то кругом объезжал ваш русский Бог, который имя свое сказал Димитрий, и на всех на нас такую слепоту навел, что мы сами своих не стали узнавать, и такой на нас страх напал и ужас. И оттого сделалась в наших полках смятение. А какого он был вида? Они сказали: собою молод, волосы черные и кудрявые, росту высокого».

Дмитриевская церковь

В 1704 г. на правой стороне речки Камышинки, у «Вольских ворот» была поставлена часовня, а недалеко от нее первая деревянная пятиглавая церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Но судьба этой церкви была печальная. В большом пожаре 1740 г. сгорел почти весь город, сгорела в нем и деревянная церковь. Вместо нее в 1778 г. казаком Савиновым на свои личные средства была сооружена каменная церковь.

Икона святого великомученика Дмитрия Солунского «в сребропозлащённой ризе, высокого греческого письма» хранилась в Дмитриевской церкви по 1912 год. Дальнейшая её судьба неизвестна.

В 30-е гг. ХХ в. храм был разрушен. Новая Дмитриевская церковь открыла свои врата для прихожан в 1997 г.

С 2001 года возродилась традиция общенародного празднования памяти Святого Великомученика Димитрия Солунского как покровителя Камышина с Крестным ходом по улицам города.

Учреждена и высшая городская награда – Памятный знак с изображением Святого Димитрия, который вручается Почётным гражданам города.

 

Материал подготовила старший научный сотрудник П.В. Соловьева

 

 

Список использованной литературы и открытых источников:

  1. Архив Камышинского историко-краеведческого музея;
  2. Е. Трубецкой «Три очерка о русской иконе», М., 2003 г.,
  3. С.И. Рябов, Г.П. Самойлов, В.И. Супрун «Петр I в Царицыне и на Среднем Дону», Волгоград, «Перемена», 1994 г.;
  4. Г.Н. Шендаков «Вольный край Камышинский», Волгоград, 1994 г.;
  5. Е.В. Хорошунов «Камышин далекий и близкий», Камышин, 2000 г.;
  6. Вопросы краеведения. Выпуск 13, Волгоград, 2012;
  7. https://akafist.ru/saints/dimitrij-solunskij/kratkoe-zhitie.