В 1994 году, в годовщину принятия рекомендаций о статусе учителей, ЮНЕСКО учредило Международный день учителей, который мы по традиции отмечаем 5 октября.
Школьному образованию в нашем городе традиционно уделялось большое внимание. Камышинский уезд в начале XX века по процентному отношению грамотных выгодно отличался от многих Российских уездов. А почему? Ответ на этот вопрос можно найти в первом двухтомнике «Камышин. История народного образования», который был выпущен в 2009 году. Его рецензентом и автором вступительного слова стал В.С. Подхватилин, на тот момент заместитель главы администрации городского округа — город Камышин, председатель Комитета по образованию. Пожалуй, за прошедшие 14 лет это издание так и осталось самым объемным и уникальным, повествующем об истории образования в бывшем уездном городе.
Еще в конце 19 века администрация в лице городского главы и председателя Земской Управы были озабочены тем, чтобы камышинские дети могли получить хорошее базовое образование, дающее им возможность продолжить его в столичных университетах. Потому что помимо церковноприходской школы, начальных училищ, частных прогимназий в Камышине были открыты: в начале 19 века — Духовное училище, в 1877 году – Реальное училище, в 1901– классическая женская гимназия.
В 1892 году в Саратовской губернии на 200 человек женского населения приходилась лишь одна грамотная. Исключение составлял Камышинский уезд с преобладающим немецким населением, где из 100 женщин грамотой владели 71.
1901 год стал особенным в жизни Камышина. В сентябре открывается женская гимназия. Первой начальницей Камышинской женской гимназии стала Е. А. Пятницкая, учительница истории, присланная из Казанского учебного округа. Вместе с ней приехали еще несколько учителей и классных дам. Остальных наняли из реального училища и из мужской гимназии.
Попечительницей гимназии стала Софья Владимировна Татаринова – супруга главы земства И. В. Татаринова. К слову, земское начальство города направляло в гимназию и стипендиатов из бедняков, проявивших старание и большое желание учиться. Среди них оказались и многие будущие учителя города: Гридинская, Смирнова, Никольская.
В 1903 году в честь наследника престола Алексея Камышинская женская гимназия была переименована в Алексеевскую. Само здание поражало монументальностью, а необычайно красивая вывеска приветствовала первых воспитанниц: на синем фоне золотыми буквами было выведено «Женская гимназия имени наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича». Обучение в гимназии длилось семь лет, восьмой класс был педагогическим.
Окончившие эти учебные заведения могли продолжить образование в Москве и Петербурге, в частности девочки – на высших женских Бестужевских курсах.
В 1914 году начали свою работу реальное училище и мужская гимназия, которые расположились в солидном здании из красного кирпича на самом берегу Волги (сейчас в этом здании находится МОУ СОШ №4).
После Октябрьской революции в Камышине были ликвидированы многие учебные заведения, в том числе гимназии, начальные и реальные училища. В то же время, в городе образовалась система единой трудовой школы первой и второй степеней.
В тяжелые времена Гражданской войны, голода и разрухи большинство школ были закрыты. И все же обучение продолжалось. Вот что гласят документы, датированные концом 1922 года: была скомплектована сеть школ двух ступеней. Всего учителей по городу – 371.
И только с 1924 года в Камышине начался стабильный учебный процесс, к концу 30-х годов в городе уже функционировали 10 общеобразовательных школ.
Во время Великой Отечественной войны во многих школах были размещены военные госпитали, но, невзирая на нехватку школьных зданий и учебных пособий и элементарно – бумаги, ручек, карандашей, чернил – камышинские педагоги продолжали давать детям знания, причем на высоком уровне.
В послевоенные годы город рос, и вместе с ним росло школьное строительство. В период с 1964 по 1991 годы были построены и открыты средние общеобразовательные школы № 14, 15, 16, 17, 18, 19. Некоторые из них были и остаются поныне профильными. Росло число и учителей, ведь в середине 70-х планировался переход к всеобщему среднему образованию. В августе 1977 года в Камышине прошла первая аттестация педагогов на звание «Старший учитель». Из 798 учителей, работавших в это время, 60 уже имели звание «Отличник народного просвещения».
Что касается дошкольного образования, то его зарождение в нашем городе началось после Октябрьской революции. Организатором первых детсадов, яслей стала Татьяна Торгошева. Конечно, в те трагические и тяжелые годы было невозможно расширять и развивать сеть дошкольных образовательных учреждений. Работа эта продолжилась после ликвидации последствий голода. В середине 30-х в городе насчитывалось 6 садов и всего 2 яслей. Стоить отметить, что специальное образование было только у одной воспитательницы – Лидии Васильевны Андреевой. Остальные имели лишь курсовую подготовку.
Сегодня такие факты воспринимаются с трудом, если учесть, что работать с детьми имеет право специалист с педагогическим образованием.
Нынешний 2023 год Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. Цель – повысить статус преподавателя и поднять его на достойный уровень. Переоценить роль наставников невозможно. Если дети – наше будущее, то помогают его формировать именно педагоги. Ведь педагог с древнегреческого — «ведущий ребёнка», а наставник – это человек, который передаёт свои знания и опыт другому человеку.
В этом году к работе в школах приступили семь молодых педагогов и 17 работников дошкольных учреждений. Вчерашних выпускников вузов взяли под свое крыло опытные педагоги. С их помощью молодежь быстрее адаптируется в новых коллективах и вовлечется во все сферы профессиональной деятельности. У них все еще впереди, как и у 1125 юных камышан, которые впервые сели за парты.
Историко-краеведческий музей от всей души поздравляет всех педагогов с Днем учителя. Желаем вам здоровья, сил и жизненной энергии, а также неугасаемого вдохновения, энтузиазма и оптимизма!
Подготовили ст.науч. сотрудники О.В. Дмитренко и Е.М. Рыбкова